После
того как в оригинальном S.T.A.L.K.E.R. был открыт путь к центру Зоны,
аномальную территорию решили взять под свой контроль военные. С
присущей им практичностью они не стали гнать в мясорубку пехоту, а
отправили несколько вертолетов провести разведку с воздуха. Вот только
ни одна машина не вернулась. Разобраться в тайне исчезновения людей и
техники Служба безопасности Украины поручила своему агенту — главному
герою игры. Такова завязка второго комплексного дополнения к
S.T.A.L.K.E.R., озаглавленного "Зов Припяти". Вертлявые прыгучие Снорки особенно опасны в узких туннелях и коридорах
Но сможет ли герой вообще попасть в Зону? Таким вопросом задавались
многие пользователи, причем волновали их отнюдь не монстры и аномалии,
а техническая стабильность игры. Дело в том, что и оригинальный
S.T.A.L.K.E.R., и в еще большей степени дополнение "Чистое Небо"
страдали от множества серьезных ошибок, превращавших общение с ними в
изощренную пытку. Как ни странно, в третий раз разработчики обошли
истоптанные грабли стороной. Кто-то, безусловно, столкнется и с
"вылетами", и с "зависаниями" (чем больше в игре свободы и случайных
событий, тем выше риск сбоев), но в целом "Зов Припяти" на порядок
стабильнее предшественников. Ставить патч сразу после покупки диска уж
точно не требуется.
Звери расплодились
Однако улучшение
работоспособности — далеко не единственная перемена к лучшему. После
невменяемого боевика в "Чистом Небе" авторы вернули игре ее подлинный
депрессивный дух. Требовалось для этого не так уж и много: уменьшить
число людей в Зоне и увеличить количество разнообразных мутантов.
Привычные группы никуда не делись — сталкеры, наемники и бандиты бродят
по Зоне, занимаются своими делами и регулярно убивают друг друга. Почти
исчезли разве что военные, но это объясняется сюжетом.
В некоторых заброшенных зданиях нашли приют сталкеры-зомби. Стреляют они почти как живые…
Но и те, кто остался, теперь не кочуют огромными табунами, истребляя по
пути все живое. Власть в Зоне вернулась к стаям Псевдособак,
мутировавшим кабанам и свирепой Плоти. Не нужно долго скитаться по
окрестностям, чтобы стать свидетелем стычки пары бандитов с дикими
зверями. И удача в таких столкновениях, как правило, оказывается не на
стороне людей. Впрочем, друг с другом твари грызутся столь же охотно,
оставляя после своих баталий десятки трупов.
От всего этого
герой может держаться так далеко, как никогда раньше. Звериную стаю
легко обойти, а напоровшись на людей, можно решить дело миром. Ни
сталкеры, ни наемники, ни даже бандиты в большинстве случаев первыми не
нападают. Почти со всеми можно пообщаться, пытаясь разузнать что-нибудь
важное для выполнения основной миссии. А она, меж тем, не так проста,
как кажется.
На электростанции свирепствует полтергейст — ящики и бочки швыряет, как снежки
Угрюмый, но не страшный
Потерпевшие крушение вертолеты разбросало по всей округе, а кроме
разбитой техники агенту еще нужно посетить несколько приготовленных
военными точек эвакуации. Для этого приходится лезть буквально к черту
на рога, прыгая по кочкам в ядовитом болоте, пробираясь к центру
фонящей, как ядерный реактор, электростанции и забредая в еще менее
гостеприимные места. В новой игре авторы детально воспроизвели часть
Припяти, завод "Юпитер" вместе с окрестностями и пересохший
заболоченный Затон, обитатели которого ютятся на старых кораблях.
Вообще, разнообразных построек в "Зове Припяти" предостаточно: детская
веранда, заброшенные портовые краны, разрушенный дом в селе Копачи,
Лесничество, Заправка, Цеха Подстанции — перечислять можно долго. Все
они отлично вписываются в антураж игры и заставляют кожей почувствовать
царящую в Зоне разруху, запустение и постоянный гнет смертельной
опасности. Вот только по-настоящему опасно далеко не везде. Поначалу,
входя в гулкий замусоренный зал с выцветшими плакатами на стенах,
шарахаешься от каждой тени, но со временем выясняется, что в пугающих
декорациях бояться некого. Пожалуй, это — главная проблема игры. На
огромном пространстве слишком мало интересных аномалий и необычных
монстров.
Местная достопримечательность — аномалия Соснодуб
Впрочем, те, что есть, определенно заслуживают внимания. К аномалии
Соснодуб можно устраивать экскурсии как к одной из ярчайших
достопримечательностей Зоны, а подземный лабиринт Снорков (один из
входов расположен на Заправке) нагоняет жути не хуже, чем игры жанра
хоррор. Впрочем, в разряд последних S.T.A.L.K.E.R. ни в одной из своих
инкарнаций так и не перебрался.
Полевая романтика
Хотя в
"Зове Припяти" одним поводом пощекотать нервишки стало больше.
Разработчики наконец-то наладили механизм выбросов аномальной энергии,
и теперь они происходят регулярно и достаточно часто. Сообщение о
надвигающейся угрозе появляется заранее, оставляя путнику немного
времени, чтобы, рванув во все лопатки, добраться до укрытия.
Продуваемый всеми ветрами сарай для этого не годится — нужно
основательное сооружение с глухими стенами. После выброса расположение
аномалий и монстров в окрестностях может измениться.
На ржавом сухогрузе Скаводск можно выспаться, поесть и узнать последние новости
Еще здания (как правило, обжитые) служат для сна — хороший способ
быстро "промотать" ночь, если неохота бродить в непроглядной тьме.
Кроме возможности вздремнуть главного героя с нормальным человеком
роднит чувство голода — агента нужно постоянно подкармливать хлебом,
колбасой и консервами. Пожалуй, именно эта полевая романтика вкупе с
мощной атмосферой неизменно привлекает к S.T.A.L.K.E.R. тысячи
поклонников. "Зов Припяти" не изменяет канону и заслуживает внимания в
той же степени, что и предыдущие эпизоды серии.
[кликните на картинку, чтобы посмотреть ролик]
Плюсы
* Зона ожила — монстров стало больше, они передвигаются, нападают на людей, грызутся друг с другом;
* регулярные выбросы приятно освежают приключения;
* героя научили спать (ранее сон был только в модификациях);
* новые, интересно спроектированные районы Зоны, не представленные в предыдущих играх.
Минусы
* малая плотность приключений — порой приходится долго брести по холмам в полнейшей скуке;
* устаревшая графика — световые эффекты все еще на высоте, но
детализация, качество текстур и анимация явно отстают от современных
стандартов;
* о бесшовном мире по-прежнему остается только
мечтать — виртуальное пространство делится пусть на крупные, но все же
ограниченные сектора.
Общее впечатление
Несмотря на
недостатки, "Зов Припяти" благополучно затягивает жертву в свой
неизбывно тоскливый (в хорошем смысле), мрачный и угнетающий мир. В нем
есть куда пойти, чем заняться и на что посмотреть. Знакомиться с
предыдущими эпизодами S.T.A.L.K.E.R. при этом совсем не обязательно,
хотя человеку со стороны, не пропитавшемуся "сталкерством" как
субкультурой, игра может показаться морально устаревшей.